Плагиа́т — УМЫШЛЕННОЕе присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений (Википедия).
При столь конкретном описании термина мы с вами не раз сталкивались с необходимостью диагностирования творений по данному критерию. И часто оказывалось, что диагностика дело тонкое, скользкое, неоднозначное...
Плагиат часто отождествляют с КРАЖЕЙ. Кража - это присвоение чужих МАТЕРИАЛЬНЫХ вещей. Здесь всё ясно - вот она вещь. Вот эта вещь в руках хозяина. А вот она уже в кармане вора. Кража доказана и неоспорима.
Плагиат касается вещей нематериальных. И тут начинаются зыбкие сферы, ибо касаются они ИДЕЙ. А в идее оно как? Изменил лишь слово, и это изменение может и всю конструкцию вывернуть, а может и не добавить к ней ничего. Где критерий?
Далее я приведу несколько выжимок из книги Остина Клеона «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения», которые напрямую касаются рассматриваемого вопроса.
Всем художникам задают вопрос «Откуда вы берете идеи?». Честный художник отвечает так: «Я их краду». Как художник смотрит на мир вокруг себя? Он решает, стоит ли украсть что-то, а потом переключается на следующую вещь.
Всякий художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное РАНЕЕ. Нет ничего абсолютно оригинального. Как заметил французский писатель Андре Жид, «все что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку этого никто не слышал, можно все что угодно сказать еще раз».
Художник — коллекционер. Он коллекционирует хорошие идеи. Разборчиво, лишь то, что по-настоящему любит. Чем больше идей — тем больше накопленный багаж, который будет на вас влиять.
Никто не рождается с индивидуальным стилем и собственным голосом. Мы не появляемся из материнского лона с точным знанием о том, кто мы есть. Вначале все учатся походить на своих героев. Учатся, копируя. Мы учимся писать, копируя алфавит. Музыканты учатся, играя гаммы. Художники учатся, копируя шедевры живописи.
Даже «Битлз» начинали с каверов. Пол Маккартни вспоминал: «Я копировал Бадди Холли, Литла Ричарда, Джерри Ли Льюиса, Элвиса. Все мы так делали». Маккартни с Джоном Ленноном стали одними из самых великих музыкантов мира, но, как признался Пол, собственные песни они начали писать только для того, «чтобы другие группы не копировали нашу программу». Как сказал Сальвадор Дали, «тот, кто не хочет никого имитировать, ничего не создаст».
Но при этом есть одно важное правило: вы должны красть не у одного из своих героев, а у всех сразу. По словам писателя Уилсона Мизнера, копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих — проводите исследование. Мультипликатор Гари Пэнтера говорил: «Если на вас оказал влияние кто-то один, все скажут, что вы последователь. Но попробуйте ограбить сотню людей, и вас назовут оригиналом!»
Итак, КОПИРОВАНИЕ вовсе не является прямым указанием на плагиат. Копируйте! Это важно, нужно и полезно! Плагиат же можно легко вычленить, опираясь всего на несколько признаков. Они ниже. Слева - признаки ХОРОШЕГО ВОРА, тот кто заимствуя идеи, учится на них, развивается и развивает "присвоенные" идеи, создаёт на их основе что-то новое. Справа - признаки ПЛОХОГО ВОРА, то есть, собственно плагиатора:
При столь конкретном описании термина мы с вами не раз сталкивались с необходимостью диагностирования творений по данному критерию. И часто оказывалось, что диагностика дело тонкое, скользкое, неоднозначное...
Плагиат часто отождествляют с КРАЖЕЙ. Кража - это присвоение чужих МАТЕРИАЛЬНЫХ вещей. Здесь всё ясно - вот она вещь. Вот эта вещь в руках хозяина. А вот она уже в кармане вора. Кража доказана и неоспорима.
Плагиат касается вещей нематериальных. И тут начинаются зыбкие сферы, ибо касаются они ИДЕЙ. А в идее оно как? Изменил лишь слово, и это изменение может и всю конструкцию вывернуть, а может и не добавить к ней ничего. Где критерий?
Далее я приведу несколько выжимок из книги Остина Клеона «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения», которые напрямую касаются рассматриваемого вопроса.
Всем художникам задают вопрос «Откуда вы берете идеи?». Честный художник отвечает так: «Я их краду». Как художник смотрит на мир вокруг себя? Он решает, стоит ли украсть что-то, а потом переключается на следующую вещь.
Всякий художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное РАНЕЕ. Нет ничего абсолютно оригинального. Как заметил французский писатель Андре Жид, «все что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку этого никто не слышал, можно все что угодно сказать еще раз».
Художник — коллекционер. Он коллекционирует хорошие идеи. Разборчиво, лишь то, что по-настоящему любит. Чем больше идей — тем больше накопленный багаж, который будет на вас влиять.
Никто не рождается с индивидуальным стилем и собственным голосом. Мы не появляемся из материнского лона с точным знанием о том, кто мы есть. Вначале все учатся походить на своих героев. Учатся, копируя. Мы учимся писать, копируя алфавит. Музыканты учатся, играя гаммы. Художники учатся, копируя шедевры живописи.
Даже «Битлз» начинали с каверов. Пол Маккартни вспоминал: «Я копировал Бадди Холли, Литла Ричарда, Джерри Ли Льюиса, Элвиса. Все мы так делали». Маккартни с Джоном Ленноном стали одними из самых великих музыкантов мира, но, как признался Пол, собственные песни они начали писать только для того, «чтобы другие группы не копировали нашу программу». Как сказал Сальвадор Дали, «тот, кто не хочет никого имитировать, ничего не создаст».
Но при этом есть одно важное правило: вы должны красть не у одного из своих героев, а у всех сразу. По словам писателя Уилсона Мизнера, копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих — проводите исследование. Мультипликатор Гари Пэнтера говорил: «Если на вас оказал влияние кто-то один, все скажут, что вы последователь. Но попробуйте ограбить сотню людей, и вас назовут оригиналом!»
Итак, КОПИРОВАНИЕ вовсе не является прямым указанием на плагиат. Копируйте! Это важно, нужно и полезно! Плагиат же можно легко вычленить, опираясь всего на несколько признаков. Они ниже. Слева - признаки ХОРОШЕГО ВОРА, тот кто заимствуя идеи, учится на них, развивается и развивает "присвоенные" идеи, создаёт на их основе что-то новое. Справа - признаки ПЛОХОГО ВОРА, то есть, собственно плагиатора: